Не манипулировать, нет-нет😂 Попробуйте немного поиграть!
Сохраняйте «палочки-выручалочки» от Натальи Кулаковой.
✨«Просьба-наоборот».
Этот способ пробуют родители многих детей в том возрасте, когда нужно одеть или накормить во что бы то ни стало. «Не ешь, пожалуйста, эту котлетку, ни за что не ешь, не ложись спать». И малыш из протеста старается, ест или укладывается спать. Очень важно давать ребенку возможность делать по-своему (меньше хлопот будет в подростковом возрасте), и обходить конфликтные ситуации. Но не слишком злоупотребляйте этим способом. Ведь это чистой воды манипуляция.
✨«Лавры в кредит»
Хвалите ребенка много и преувеличенно, как бы в кредит, скажите, что у него здорово получается, а дальше будет еще лучше. Восхищайтесь им очень эмоционально, преувеличенно порой, говорите ему, какое он сокровище, как вы его любите. Это особенно важно для детей аудиалов (для которых мир звуков и звучания наиболее важен).
✨”Игрушки-перчатки”
Когда ребенок в протесте, и не хочет слушать родителей, он может послушать мишку или зайку, надетого на руку. Этот способ особенно актуален, когда ребенок не может сам справиться, например, с застежкой или ложкой, но злится и не дает вам помочь. Пусть ему поможет игрушка, да и игра вообще. Ведь это не мама помогает, а зайчик, ему уступить можно (ребенок понимает, что игрушка неживая, но включается моментально).
✨Чувство юмора. Можно, например, сказать ребенку, который не желает одеваться. «Не будешь одеваться, ну и не надо, так пошли, может, и нам раздеться». И вообще с юмором относиться к происходящему всегда помогает.
✨Переключение внимания.
В русской культуре широко принято переключение внимания. Ребенок больно ударился, а добрая бабушка говорит: «Ой, смотри, вон птичка полетела!»
Мы не разрешаем ребенку почувствовать боль, прислушаться к своим чувствам, пережить. Мы как будто говорим, что что-то вовне гораздо важнее, чем его боль. Потом такие дети, превращаясь во взрослых, не чувствуют дискомфорта, не понимают, что живут с нелюбимыми людьми, которые их обижают, ходят на неприятную работу, не чувствуют боли в груди, пока не умирают от инфаркта.
Ребенка нужно учить выражать свои эмоции, а не подавлять их. Позвольте ему почувствовать, что ударенному колену больно (обязательно номинируйте происходящее «тебе больно…так бывает»), но только не позволяйте затягивать этот процесс. А то некоторые взрослые впоследствии обожают упиваться соими неприятностями. Помогите малышу выплеснуть злость, научите громкому крику, рвать бумагу или бить подушку. Скажите «Ты сейчас очень злишься…», он будет учиться понимать и называть, что с ним происходит.
Но когда ребенок в протесте, занят какой-то разрушающей деятельностью или не может остановиться во время истерики (тормозные процессы ведь не развиты), переключение внимание может сослужить добрую службу. Попробуйте его отвлечь, заняв внимание чем-то другим. Переключите на любимые дела или игрушки.
✨Активное слушание.
Разговаривайте с ребенком, описывая его реальные переживания, как бы за него. Если вы догадываетесь, что с ним происходит, поговорите с ним в духе активного слушания. Например, «Ты очень злишься, тебе даже хотелось бы что-нибудь разбить…» С паузами, давая ребенку, если не высказаться, то хотя бы осознать свои чувства. Поверните эмоции в позитивное русло и в процессе разговора выводите его на то, что все злятся иногда, и можно, например, побить подушку, чтобы злость вышла, а потом успокоиться и разобраться во всем спокойно.
✨Сказка.
Сказки или истории, придуманные нами специально для ребенка, могут стать настоящими палочками-выручалочками. Особенно если ребенок любит слушать сказки и предпочитает познавать мир ушами.
Попробуйте сочинять для своего ребенка сказки. Героем может быть зайка, мишка, котенок, который сердился и кусался, не слушался, боялся темноты и пр. В истории с самого начала рекомендуется описывать ситуацию, похожую на то, что происходит с ребенком, имя главного героя желательно взять близкое по звучанию к имени ребенка, но не такое же. Для Ксении, например, подойдет, Принцесса Есения или девочка Луша (близкое к варианту Ксюша).
Начните рассказ с представления героя или героини, у которых схожие страхи, тревоги или конфликт с мамой. Пусть ребенок отождествит себя с ним. Упомяните о сильных сторонах и положительных чертах, которыми герой рассказа похож на вашего ребенка. Опишите в начале рассказа конфликт, затем переходите к его положительному разрешению.
Создавайте по ходу повествования разные обучающие ситуации, где герой побеждает, благодаря тем или иным своим качествам. В конце герой обязательно должен преодолеть все препятствия и конфликт должен быть улажен.
Хорошо использовать юмор, придумывать каких-нибудь смешных персонажей, одно воспоминание о которых в дальнейшем сможет повышать настроение ребенку (собака-вертолет и т.п.).
Вы можете так же разыгрывать сказки с помощью игрушек. Это больше подойдет детям-визуалам, которые любят смотреть.
Ссылка на оригинал текста: