Идеи Монтессори – занятий для детей в 2-3 года:
🌿При планировании Монтессори активностей для детей этого возраста следует придерживаться следующих правил:
– занятия должны быть направлены на увеличение самостоятельности ребенка,
– задействовать разные органы чувств,
– включать в себя элементы полезные для развития мелкой и крупной моторики,
– учитывать интересы ребенка и использоваться только по его желанию,
📚Все Монтессори занятия должны быть предварительно презентованы ребенку, располагаться в доступном для него месте (на невысокой полке) и быть доступным без помощи взрослых (однако упражнения с мелкими предметами стоит предлагать лишь тогда, когда у вас есть время проследить за малышом).
🦊🦊“Подбери пару”
Принцип подбора пары можно очень широко использовать в работе с детьми:
– предложите малышу отсортировать собственные носки и перчатки,
– распечатайте изображения животных и предложите сопоставить картинку и имеющиеся игрушечные модельки (то же самое можно проделать с любимыми машинками, цветочками, моделями зданий),
– предложите найти парные карточки (цвета, изображения, текстуры) и тд.
🟥🟧Когда малыш освоил пары, можно переходить к более сложному варианту – сортировкам:
– разберите по цветам карточки разных оттенков (можно нарезать картинки из журналов, лоскутов, цветного картона, а можно приобрести готовый Монтессори набор),
– предложите перебрать разные виды крупы. Сперва лучше брать зернышки покрупнее: фасоль, нут. Также могут быть удобны сухие детские завтраки с их хлопьями, подушечками и колечками,
– разберите пуговицы по форме, цветам или количеству дырочек,
– попросите малыша разложить по местам столовые приборы,
– предложите навести порядок на кухне и поставить все цилиндры и шары в одну сторону, а кубы и параллелепипеды в другую,
– отмотайте салат назад: огурцы к огурцам, помидоры к помидорам и так далее.
🪥🫧“Установление последовательностей”:
– разложите карточки с простыми историями и предложите малышу вспомнить правильную последовательность событий,
– используйте Монтессори цилиндры, чтобы помочь ребенку освоить понятия меньше-больше и ниже-выше,
– разучите простые действия по уходу за собой, разбив их на этапы. Так можно освоить чистку зубов, принятие душа, уход за животными, сборы в садик.
👞“Простые шнуровки” – ручки малышей ещё не слушаются так хорошо, как у взрослых, а ведь координация пальцев – это залог развития мозга. Именно поэтому мелкой моторике уделяется огромное внимание в дошкольной педагогике.
– предложите малышу разобраться со шнуровкой. Детские ботинки могут быть слишком маленькими для знакомства со шнурками, поэтому ботинки старших могут помочь,
– можно приобрести красивый Монтессори набор для освоения шнуровки,
– сделайте бусы или браслет из шнурка и крупных деревянных бусин,
– лоскутное плетение, можно сплести небольшой коврик или игрушку.
💦“Переливание воды и игра с мелкими предметами”:
– не бойтесь предлагать детям самим наливать себе воду из кувшина. Да, возможно несколько стаканов и окажется на полу, но уже через пару раз малыш без проблем освоит эту задачу и сможет сам поддерживать питьевой режим (не забудьте предложить ребенку тряпочку или швабру на случай, если вода прольется),
– используйте купание по максимуму: дети часами могут возиться в ванной с формочками и игрушками, и эта активность крайне полезна для их развития,
– насыпьте мелкую крупу в тазик дайте ребенку ложку или совок и предложите пересыпать её в другую ёмкость (ширина горлышка будет задавать сложность всему занятию),
– предложите малышу отсортировать мелкие предметы (монеты, помпоны, горошины, ракушки или гальку), используя небольшие щипцы.
🔢“Знакомство с грамотой и математикой” – если малыш уже начинает проявлять интерес к буквам и цифрам, представленные ниже игры могут стать отличным началом для освоения грамоты:
– создайте мешочки с буквами и цифрами, наполненные крупой и другими наполнителями. С помощью этих мешочков можно будет искать первые буквы в словах и придумывать разные игры, знакомящие ребенка с фонетикой,
– cделайте пару комплектов карточек с буквами и цифрами и используйте задания на подбор пар,
– для обучения письму могут пригодиться многоразовые контуры букв, их можно обводить пальчиковыми красками, пластилином и, когда рука будет готова, ручкой,
– можно сделать также изображения букв и цифр с шершавой поверхностью: это можно сделать с помощью клея и песка. Так ребенок быстрее запомнить очертания символов,
– для обучения счету отлично подходят наборы, где к каждой цифре можно подобрать нужное количество предметов или точек. Это необходимо, чтобы ребенок с самого начала понимал смысл цифр.
👶🧒“Развитие у детей органов чувств с помощью Монтессори занятий”:
– соберите в непрозрачном мешочке предметы разных размеров, форм и текстур и предложите малышу на ощупь узнавать их,
– обзаведитесь музыкальными инструментами и звуковыми цилиндрами Монтессори: научить малыша чувствовать ритм и высоту звука, предложите подобрать пары, распределите звуки по порядку,
– прекрасным упражнением на развитие зрительных анализаторов будет свободная работа детей с материалами для творчества: гуашь, пальчиковые краски, акварель, цветной песок, пластилин,
– ногда в магазинах для детей можно найти слаймы и всевозможные желе, их тоже можно использовать для разнообразия сенсорного опыта
🍽“Игры – развивашки по Монтессори для обретения бытовой самостоятельности”:
– эти упражнения скорее стоит назвать рациональной организацией пространства для детей, которое поможет им как можно быстрее освоить все действия по уходу за собой и своими вещами:
– помогите малышу научиться самостоятельно одеваться: можно повесить на стену смешную схему, можно сделать наклейки на одежду и обувь, которые помогут ребенку найти правильную сторону,
– сложите на одном подносе всё, что нужно, чтобы привести себя в порядок при пробуждении и перед сном: расческа, зубная щетка, паста, стаканчик для воды. Пусть сперва малыш сам использует все эти предметы, а уже после, при необходимости, оказывайте помощь.
– некоторые особенно упрямые застёжки можно прикрепить к рабочей поверхности и сделать подобие бизи борда, на котором малыш сможет отрабатывать навыки, чтобы позже пуговицы и молнии не вызывали у ребенка проблем,
– в этом же возрасте стоит приучить ребенка мыть руки с мылом правильно, повесьте на дверь напоминалку или выберете стишок, который будет напоминать ребенку мыть руки после улицы и уборной.
🧹🧽По методике Монтессори детям 2 лет можно начать поручать и общие домашние дела:
– научите ребенка пользоваться пульверизатором и предложите протереть окна (проверьте, что они надёжно закрыты!) или зеркало. Проследите, чтобы ребенок не контактировал с агрессивной бытовой химией,
– в этом же возрасте можно научить ребенка мыть посуду – сперва просто полоскать тарелки и чашки в воде, а затем и использовать губку,
– сортировка стирки – это прекрасная задача для детей: попросите малыша отделить белое бельё от цветного, хлопок от шерсти или просто распределить бельё по нескольким корзинам,
– малыш может начинать и сам накрывать себе на стол. Чтобы выучить расположение приборов и посуды можно предложить ребенку специальный коврик с силуэтами, он же защитит стол от загрязнений,
– разрешите ребенку участвовать в наведении уюта в дома: пусть ставит в вазу цветы, убирает миски домашних животных, подметает пол собственным маленьким веником, расставляет фоторамки,
– полезно для развития крупной моторики предлагать ребенку расстилать ковёр всякий раз, когда он хочет поиграть на полу, и сворачивать его по окончанию игры. Следите, чтобы коврик был не слишком тяжёлым для ребенка.
Методика Монтессори для детей от 2 лет предлагает огромный выбор активностей и позволяет подстраиваться под интересы и характер каждого ребенка. Для гармоничного развития малыша старайтесь предлагать ребенку занятия из разных блоков, а также следите, чтобы у ребенка всегда был выбор, чем заняться 🙂